Лента новостей 

Федералы с капремонтом многоквартирных домов помогать не будут

29 ноября 2021, 09:16
0 304
Федералы с капремонтом многоквартирных домов помогать не будут

По информации начальника Управления ЖКХ Евгения БЕРКУТОВА, на сегодняшний день в администрации Ульяновска находится 434 исполнительных листа по капитальному ремонту МКД на сумму более 1,4 млрд рублей (в прежних ценах на стройматериалы и работы, без пересчета с учетом последнего скачка цен). Откуда взялись эти обязательства?

Напомним, 26 декабря будет ровно 30 лет с того момента, как в 1991 году Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. После этого на нашей территории возникло новое государство, с новыми законами и правилами. В том числе жилой фонд, по закону о приватизации, был передан в собственность самим жильцам. Но при этом сделана оговорка, что жилье должно быть передано в пригодном состоянии. На этом основании и возникают иски. Суды же адресуют данные требования именно муниципалитету - как бывшему наймодателю. Не берется в расчет, что многие из этих домов были подобраны уже в разваливающемся состоянии после того, как от них отказались разорившиеся советские госпредприятия, заводы и организации. Бывшие общежития и сейчас - это наиболее изношенные МКД.

Справедливо ли наделять ответственностью органы местного самоуправления за состояние жилого фонда, принадлежавшего государству? Это разные уровни бюджетов, и у муниципалитетов казна (как и в Ульяновске, так и по стране в целом), как правило, дотационная - наполовину и более состоящая из субсидий сверху. Так выстроена налоговая система РФ: практически все деньги стекаются в центр, а затем распределяются оттуда. На одном из заседаний Ульяновской Городской Думы в июне прозвучало, что «без федералов нам не справиться с капремонтом по решениям судов». Но есть ли надежда получить эту поддержку?

Опыт администрации Омска показывает, что обольщаться не стоит. Хотя логика рассуждений, изложенная в 2011 году в иске омской мэрии к Минфину РФ, весьма убедительна. Требуя у федералов возмещения средств на капремонт по закону о приватизации, юристы муниципалитета исходили из того, что существовавшее в Жилищном кодексе понятие «государственный жилищный фонд» не разграничивалось на федеральный, региональный и муниципальный уровни. Все было государственное! Затем в 1991 году постановлением Верховного Совета РФ жилищный фонд был отнесен в ведение муниципалитета, и лишь в 1992 году одновременно с приватизацией началась и передача МКД городу. Соответственно, муниципалитет не может отвечать по возникшим до 1991 года обязанностям в отношении «государственного жилищного фонда», так как это прерогатива государства, то есть федерального центра.

Кроме того, согласно ст. 133 Конституции РФ, одна из гарантий местного самоуправления - компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Само собой, решение о передачи жилого фонда в частную собственность не было решением муниципалитета, значит, и расплачиваться за это не ему…

Администрация города Омска несколько раз подвала в суд, успешно проходила областной арбитраж, но дальше, увы, дело не шло и заворачивалось. Добиться ничего не удалось. Похоже, что государство окончательно и бесповоротно переложило ответственность за жилье на самих жителей и их местный бюджет.

Источник: Управдом73