«Ребенок, имеющий ограничения в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества» Конвенция о правах ребенка (статья 23)
В связи с реализацией государственной программы «Доступная среда», стартовавшей в марте 2011 года и организованной Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными Министерствами Правительства РФ при участии представителей общероссийских общественных организаций инвалидов, родители детей с диагнозом ДЦП, проживающие на территории Ульяновской области создали программу поддержки семей с детьми с диагнозом ДЦП.
Цель программы:
Улучшение качества жизни семей, имеющих детей с диагнозом ДЦП
Увеличение обеспеченности детей-инвалидов с диагнозом ДЦП реабилитационными товарами и услугами.
Формирование условий для беспрепятственного доступа семей с детьми инвалидами:
к физическому окружению,
транспорту,
информации и связи,
культурным и социальным объектам и услугам,
культурным мероприятиям.
4. Увеличение количества:
доступных приоритетных объектов социальной инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в регионе;
жилого фонда, адаптированного, дооборудованного с учётом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровь
специализированного автотранспорта, предназначенного для перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья;
занятых и трудоустроенных лиц, с учетом их возможностей, воспитывающих детей-инвалидов
семей с детьми ДЦП принимающих участие в культурных мероприятиях и программах.
5. Преодоление изоляции семей, имеющих детей с диагнозом ДЦП, преодоление негативного отношения к ним, повышение социальной активности, сплочённости и социальной стабильности в обществе;
6. Выведение Ульяновской области в передовые по воплощению современных требований развитого общества.
Задачи программы.
Здравоохранение.
1. Общие положения:
1.1. - введение реестра врачей;
1.2. - ввод качественной оценки врачей всех профилей с учетом мнения родителей детей-инвалидов или их опекунов;
1.3. - введение дополнительных критериев оценки работы невролога - улучшение состояния ребенка, состоящего у него на учете;
1.4. - разработка и принятие нормативных правовых актов «Об общественном контроле за качеством медицины»;
1.5. - для руководства Ульяновского Университета - организация профессионального обучения на базе медицинского факультета - врачей-реабилитологов;
1.6. - создание системы обучения и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами в области медицинской реабилитации и социальной адаптации;
1.7. - организация курсов повышения квалификации для региональных врачей-специалистов в других регионах в ведущих реабилитационных центрах страны, организация обмена опытом;
1.8. - создание региональной программы поддержки молодых специалистов-врачей для 100% заполнения вакансий детских медицинских учреждений;
1.9. - создание системы комплексной медицинской реабилитации детей-инвалидов на основе индивидуального подхода при разработке и реализации программ их реабилитации на базе существующих медицинских учреждений страны;
1.10. - создание системы обучения родителей основам методик реабилитации и развития ребенка-инвалида в домашних условиях;
1.11. – создание безбарьерной среды в сфере образования детей-инвалидов (интеграция);
1.12. - оказание материальной, психологической и юридической помощи семьям детей-инвалидов;
1.13. - проведение научно-практических конференций, круглых столов, совещаний с участием всех заинтересованных сторон по привлечению внимания к проблемам семей с "особыми" детьми, повышению качества жизни инвалидов.
2. В родильных домах:
2.1 - ранняя постановка на учет всех новорожденных, родившихся в результате кесарева сечения, стремительных родов, недоношенных детей, получивших родовые травмы и т.д.;
2.2. - обеспечение родовых палат видеокамерами;
2.3. - информирование родителей о возможных последствиях рождения детей в результате кесарева сечения, стремительных родов, недоношенных детей, получивших родовые травмы и т.д.; разъяснение диагноза ДЦП на ранних этапах диагностики заболевания;
2.4. - введение дополнительных критериев по оценке качества работы акушеров, а именно: независимая оценка здоровья новорожденного ребенка педиатром детской поликлиники, а не роддома;
2.5. - обеспечение родильных домов всем необходимым оборудованием для проведения ранней диагностики отклонений и постановки диагноза новорожденным;
2.6. - получение родовых сертификатов роддомом только в случае рождения здорового ребенка;
2.7. - организация профессиональной психологической помощи в роддомах мамам, дети которых получили травмы при родах;
3. В поликлиниках, лечебно-консультативных центрах и больницах:
3.1. - размещение стендовой информации в реабилитационных центрах, детских поликлиниках:- с информацией для родителей о последствиях диагноза ДЦП на ранних этапах диагностики заболевания;- с информацией о необходимой медицинской помощи ребенку, которому поставлен диагноз ДЦП;
3.2. - сделать доступной для родителей информацию о возможности получения квот и другой помощи государства для обследования и лечения детей;
3.3. - введение дополнительных критериев оценки работы невролога - улучшение состояния ребенка, состоящего у него на учете;
3.4. – в связи с отягащенными осложнениями общего заболевания создания консилиумов нескольких специалистов в купе с невропатологами (нередки случаи ДЦП с отягощением проблем зрения, слуха и т.п. где необходима консультация нейроофтальмолога, ортопеда);
3.5. - обеспечение беспрепятственного доступа во все поликлиники и больницы: наличие адаптированных пандусов, лифтов (по возможности), поручней;
4. Лекарственные средства:
4.1. - пересмотр действующего списка лекарственных средств, внесение в списки новых, более эффективных современных препаратов, пересмотр дозировок и форм отпуска лекарств с учетом возрастных особенностей, ежегодная ротация данного списка, внесение дополнений на уровне региона и за счет средств местного бюджета;
4.2. - изменение принципа выдачи лекарств по льготе: лекарства должны обеспечивать комплексное лечение ребенка, а не только профильного заболевания;
5. Лечение и реабилитация:
5.1. - обеспечение детей с ДЦП доступным санаторно-курортным лечением, в том числе на побережье моря;
5.2. - открытие современного, оборудованного реабилитационного центра, с лучшими врачами и современными методиками восстановительного лечения в городе Ульяновске для детей, больных ДЦП;
5.3. - обеспечить функционирующие реабилитационные центры необходимым оборудованием: - вертикализаторами,- беговыми электрическими дорожками,- тренажерами "Гросс",- тренажерами "Мотомед",- оборудованными бассейнами;
5.4. – возможность брать в аренду: тренажеры, средства реабилитации – костюмы «Адели»; «Атлант», вертикализаторы, для домашнего использования тех детей, которым сложна транспортировка в центры реабилитации и пользоваться услугами иструктора;
5.5. - изменение норм в сторону увеличения, отводимых на лечебные процедуры в реабилитационных центрах и больницах восстановительного лечения, в частности, время массажа на 1 группу с 10 до 30 минут; увеличить время массажа на одного ребенка с учетом возраста и размеров тела с 30 мин до 60 мин;
5.6. - доступными по посещению и бесплатными должны быть: - посещение бассейна: с инструктором;- иппотерапия для всех слоев населения;- медикаментозное лечение в ДБВЛ;
5.7. - оплата лечения в реабилитационных центрах других регионов без учета дохода семьи (например, «Огонек», «Кортекс» и др.) на заявительной основе.
6. Транспортная доступность.
6.1. - обеспечение социальной выдачи личного автотранспорта для семей с детьми-инвалидами с нарушениями двигательного аппарата, не способными самостоятельно передвигаться, для обеспечения проезда в лечебные, образовательные, культурные и др. учреждения;
6.2. - увеличение количества общественного транспорта, адаптированного для проезда детей инвалидов – колясочников с
учетом подъезда к лечебным учреждениям восстановительного лечения;
6.3. - учет потребности в адаптированном общественном транспорте на определённых маршрутах;
6.4. - обеспечение на заявительно-адресной основе:- парковочными местами около дома проживания для семей с детьми-инвалидами;- адаптированными пандусами в доме проживания, на социальных объектах (по потребности)
6.5. - ужесточение мер по эксплуатационному приёму с привлечением представителей общественных организаций инвалидов:
1. пандусов, пригодных для использования в общественных зданиях и сооружениях, в жилых домах;
2. лифтов (при наличии на социальных объектах);
6.6. - обеспечение парковочными местами для автотранспорта семей с детьми-инвалидами на социальных объектах;
6.7. – обеспечение беспрепятственного проезда автомобилей семей с детьми-инвалидами до лечебных учреждений и местами на специализированной парковке.
7. Социальная поддержка.
7.1. - воспитание толерантного отношения в обществе к детям с ДЦП (социальная реклама, специальные программы, специализированные печатные издания или рубрики в областных печатных СМИ);
7.2. - проведение в средствах массовой информации акций по привлечению внимания к проблеме детской инвалидности и изменению отношения общества к инвалидам на более чуткое и милосердное;
7.3. - организация массовых мероприятий для детей-инвалидов и их родителей (детских праздников, летних лагерей, выставок, конкурсов, посещений музеев и театров);
7.4. - увеличение размера пенсии на ребенка-инвалида до уровня среднемесячной зарплаты в регионе;
7.5. - увеличение пособия по уходу за детьми-инвалидами до величины прожиточного минимума, сейчас 1200;
7.6. - возможность матерям использовать средства материнского капитала на целевые нужды для лечения детей с диагнозом ДЦП;
7.7. - отмена ограничений по компенсациям за самостоятельно купленные технические средства реабилитации;
7.8. - включение в программу реабилитации детей с диагнозом ДЦП реабилитационного костюма «Адель»,»Атлант» (по оценке создателей, нет ограничений по использованию в домашних условиях), проведение необходимых обучающих семинаров по использованию данных костюмов в домашних условиях и комплексах лечебно-восстановительной гимнастики;
7.9. - обеспечение контроля за ценообразованием и качеством товаров для индивидуальной реабилитации ребенка;
7.10. - содействие в трудоустройстве родителей в семьях с детьми ДЦП, для мам - организовать надомную работу;
7.11. - обеспечение всех лечебных учреждений (больницы, детские поликлиники) подпиской на журнал "Жизнь с ДЦП";
7.12. - ужесточение мер по эксплуатационному приёму с привлечением представителей общественных организаций инвалидов зданий социального пользования, обязательна строгая проверка на наличие:- пандусов, пригодных для использования;- лифтов;- поручней;- санитарных комнат оборудованных специальными приспособлениями;- парковок и парковочных мест для инвалидов;- возле зданий лавочек;
7.13. - устройство придомовых территорий доступными для детей-инвалидов детскими площадками – лавочками, поручням
и, асфальтированными дорожками и съездами для колясок;
7.14. - обучение и подготовка тьютеров;
7.15. – поддержка и развитие параспорта.
8. Образование.
8.1. Школы и детские сады обеспечить доступной реабилитацией для детей с ДЦП:
8.1.1. - Технические средства реабилитации:
- вертикализатор,
- беговая электрическая дорожка,
- тренажер "Гросс",- велотренажёр "Мотомед",
- массажный кабинет с оборудованием для ЛФК,
- кабинет для прохождения простейших физиопроцедур (ДЭНАС),
- уличная специализированная детская площадка,
- наличие сенсорных стендов в детских садах,
- консультации специалистов,
- обеспечение аппаратами для изготовления кислородных коктейлей для детей.
8.2. В школах и детских садах, особенно, специализированных учреждениях, обеспечить:
- транспортную и пешеходную доступность с учетом использования колясок, в том числе, от остановок общественного транспорта, от крупных городских магистралей;
- возможность установки распашных дверей или дверей на штульпах (раскрывающихся в обе стороны),
- дополнительные поручни вдоль стен,
- возможность проведения занятий на первых этажах зданий или подъем на этажи на специализированных подъемниках.
8.3. Необходимость дополнительного персонала:
- тьютера(няни) - сопровождающего лица, с целью сопровождения, ухода и обслуживания детей инвалидов, посещающих детский сад;
- медицинского персонала (инструктор ЛФК, инструктор АФК, массажист);
8.4. Необходимость ежегодного повышения квалификации специалистов в школах, обучающих детей-инвалидов с целью повышения качества обучающих программ, создания современных методик обучения с учетом инновационных программ.
8.5. Необходимость повышения квалификации специалистов в детском саду:
- логопедов;
- педагогов-дефектологов;
- инструкторов ЛФК и АФК;
- возможность переобучения родителей и привлечения их для педагогической помощи;
- трудоустройство родителей как вспомогательного персонала – няни, помощника воспитателя;
8.5. – привлечение специалистов с кафедры психологии к проблеме изучения совместного обучения детей с ОВЗ среди обычных школьников. В связи с этим оказать поддержку в проведении соц. опроса учителей, учеников, родителей учеников общеобразовательных школ и родителей детей с ОВЗ;
8.6. – рассмотреть возможность создания школы надомного образования при поддержке правительства области и выделения здания (при необходимости, построения) многофункционального использования (по образцу школы 367 города Зеленограда Московской области):
- в которой возможен учебный процесс;
- разработка специальных учебных программ;
- обучение родителей, тьютеров; - встреча специалистов;
- проведение мероприятий; - проведение кружков для детей с ОВЗ;
- проведение встреч параспортивных соревнований;
- и создания условий социальной адаптации детей- подростков с ОВЗ.