Лента новостей 

22 января 2018, 00:00
0 1678

В гостях у бога

В гостях у бога

Ульяновский фотограф и путешественник Алексей Мараховец рассказывает о поездке в Непал.

Сердце вот-вот выпрыгнет из груди от волнения. Еще бы, через несколько минут я встречусь с самим Богом! Не каждому выпадает такое везение. Еще только утром мы обсуждали возможность хотя бы одним глазком увидеть её, а сейчас я уже поднимаюсь наверх в заветную комнату. Что меня ожидает, чего я хочу от этой встречи, как она пройдёт, захочет ли Бог видеть меня? Я не успел ответить ни на один из этих вопросов, потому что всё произошло быстро и спонтанно. Как это обычно и происходит. К такой встрече нельзя быть готовым. Мысли смешались в кучу. Вот уже и узкая лестница закончилась. Я попадаю в слабо освещённое помещение. Меня уже ждут и приглашают зайти в открытую дверь... Я включаю камеру, переступаю порог и ...

Завтрак

Это был последний день перед началом трека. Завтра утром мы будем трястись в потрёпанном джипе но непальской глубинке. А сегодня каждый пока еще  предоставлен сам себе — иди на все четыре стороны, куда хочешь. За завтраком в тамельской кафешке мы делились планами на день. Я уговорил Ирину с Олегом поехать в Боднатх, а после обеда с Аней и Геной решили наведаться в Патан (Лалитпур) — город-спутник Катманду.

Принесли кофе.

Лина сказала, что они с мамой хотят пойти на Дурбар и попробовать увидеть кумари.

— А кто это? — спросил я.
— Живое божество в индуизме, — Лина достала смартфон и открыла первую попавшуюся статью про неварских девочек, которые избираются в качестве объекта религиозного поклонения.

В Непале есть 10 девочек-кумари, самая главная из которых живёт в Катманду. Её так же называют "королевской", потому что только она может поставить красную точку, тилаку, на лоб королю. Таким образом богиня благословляет его и продлевает власть короля еще на один год. Но короля в Непале уже давно нет...

Прежняя королевская кумари Матани Шакья просидела в храме Таледжу с трехлетнего возраста до первой менструации — отсутствие крови на теле девочки является главным признаком того, что дух богини всё еще находится в нём. В прошлом году Матани пришлось стать обычном человеком, уступив священный трон новой трехлетней девочке-кумари. Именно она и выглядывает теперь из окна храма в определённые часы, когда под стенами собирается огромная толпа верующих, желающих лицезреть священный лик богини Таледжу. Фотографировать её, конечно же нельзя. Любые замеченные попытки встречаются истериками служителей, самой кумари и досрочным прекращением ритаула.

— Я же только вчера был на Дурбаре!, — с сожалением воскликнул я. — Знал бы — обязательно снял бы на "телевик" издалека. Нужно будет на обратном пути, когда вернёмся из трека в Катманду, попробовать дождаться, когда кумари еще раз выглянет в окошко.

Мы расплатились за завтрак и разошлись каждый по своим направлениям.


Зоопарк

После обеда, вдоволь нагулявшись вокруг гигантской ступы Боднатх, мы взяли такси и уехали в зоопарк Патана. Добираться туда пришлось больше часа — Катманду погряз в пробках из-за полного отсутствия ПДД и асфальта. Таксист не хотел возвращаться в Катманду пустым, поэтому слёзно попросил разрешения подождать нас у входа.

Зоопарк в Патане не сказать, чтобы "ах!", но несколько новых для себя животных я всё же нашёл. Не помню, что бы я когда-нибудь видел живого бегемота или носорога. В зоопарке мы встретили Аню с Геной, пробежались по оставшимся замученным животным и вышли на улицу.

В гостях у бога


— Читал, что Патан красивый город. Может, дойдём пешком до центра? — предложил я.

Ане с Геной идея понравилась, а Ирина с Олегом решили уехать с таксистом в отель Катманду. Он заломил какую-то нереальную сумму за возвращение, но я быстро его отрезвил, предложив поехать обратно пустым. Непальцы умеют завышать цену, но очень быстро сдаются, стоит только сделать вид, что уходишь. И чем дальше уходишь, тем больше скидывается вдогонку цена. Через 100 метров торговец или таксист будет цепляться за одежду, умоляя взять услугу или товар практически за просто так.


Патан

Втроём мы ушли исследовать новый для нас город — Патан, или Лалитпур, как он сейчас официально называется. Патан из-за огромного количества достопримечательностей считают одним из самых красивых городов мира. А название "Лалитпур" означает "город красоты". Сколько лет городу — никто толком не знает, но поговаривают, что тут бывал еще сам Будда. А это 2500 лет минимум.

В гостях у бога


Несмотря на то, что Патан сильно пострадал в землетрясении 2015 года, выглядит он более ухоженно и чисто, чем Катманду.

В гостях у бога


Наверное потому, что здесь нет миллионного населения — всего лишь 180 тысяч.

В гостях у бога


Но тротуары так же напрочь отсутствуют — приходиться прыгать по каким-то подъездным ступенькам, обходить припаркованные мотоциклы и уворачиваться от автомобилей на проезжей части.

В гостях у бога


Мы интуитивно шли по направлению к центру,  заглядывая попутно во все более-менее интересные дворы и проулки. А там — целая жизнь!  То храм, то жилой дом с присутствующим колоритом и местными жителями.

В гостях у бога

В гостях у бога


В храмах никто особо не обращает внимания на туристов с фотоаппаратами и никак не реагирует на съёмку. Я прекрасно знаю о запретах входить в наиболее святые места неиндуистам, поэтому постоянно уточняю, куда можно, а куда нет. Просто из уважения — а так ведь не остановят, как мне кажется.

В гостях у бога


В каждом дворе есть место, куда можно принести благовония, рис, краску и другие подношения божествам.

В гостях у бога



Храм

Один их храмов, в который мы случайно заглянули, оказался очень большим и красивым. У входа сидело несколько человек, маявшихся от вечернего безделья. Разговоры сразу смолкли, и люди с интересом принялись нас изучать.

В гостях у бога


Аня первой обратила внимание на табличку, на которой красовалось изображение девочки, сильно напоминавшее то, что мы за завтраком видели в смартфоне Лины.

В гостях у бога


— Не может быть! — не поверив, воскликнул я. — Это же Патан, а не Катманду. Откуда тут кумари?
— Может, это её патанская резиденция? — предположил Гена.

Решили более тщательно изучить табличку над одним из входов:

 

Lalitpur Living Goddes
Please! Ring the bell before going upstair

В гостях у бога


Неужели и правда это дом лалитпурской кумари?  Вторая часть надписи намекала на то, что к ней можно зайти в гости. Мы спросили у сидящих рядом пенсионеров, действительно ли тут живёт кумари и можно ли к ней сейчас подняться, и те лениво кивнули головой.

Да неужели!?  Вот это везение! Дрожащей рукой нажимаю кнопку звонка  — ответят ли?

Через минуту из дверного проёма вышел мужчина в брюках и рубашке, лет сорока на вид. Хотя по виду непальца трудно определить, сколько ему лет — каждый выглядит так, как он себя изнурял тяжёлым физическим трудом. По этому мужчине не скажешь, что он человек физического труда. "Наверное, служитель или опекун кумари", — подумал я.

Мужчина сказал, что кумари готова нас принять, и мы можем подняться наверх, оставив обувь у порога.

Наверх вела узкая винтовая деревенная лестница с высокими ступеньками. Я включил на ходу камеру, еще не зная, можно ли будет фотографировать кумари: "Поднимусь — спрошу".

Мы поднялись наверх и мужчина попросил подождать, пока кумари не будет готова. Он вошёл с лестницы в комнату и закрыл за собой дверь. Мы осмотрелись. Стены "предбанника" были увешаны портретами девочки, изображавшие кумари в разные периоды её жизни...

В гостях у бога



Кумари

Кумари почитается одинаково и индуистами, и буддистами. Да и вообще, вся эта традиция с её определением по многим признакам схожа с ритуалом выбора Далай-Ламы.  В Патане будущая кумари должна происходить из буддийского рода Хакха-Бахал, обладать идеальными глазами и зубами, не иметь на теле повреждений и соответствовать еще 32-м приметам совершенства. Кроме этого, её гороскоп должен сочетаться с гороскопом королей. Считается, что кумари — телесное воплощение богини Таледжу. Существует несколько версий, почему эта богиня более 2600 лет назад начала инкарнироваться в теле недозревшей девочки. Невары глубоко почитают кумари, веря, что те наделены даром предвидения и способны исцелять больных, исполнять желания и даровать процветание.

Кумари никогда не покидает своего дворца, кроме особых ритуальных дней и церемоний. Её ноги никогда не должны касаться земли за пределами дворца, и при необходимости её несут в золотом паланкине. Кумари не посещает школу — считается, что она уже рождается всезнающей. Однако, при желании, она может изучать школьные дисциплины с приходящим учителем. Но он не может требовать от кумари чего-либо, поэтому просто пытается вызвать у неё заинтересованность предметом. Обучение кумари с персональным учителем допускается для того, чтобы ей было проще начать обычную жизнь после того, как она перестанет быть кумари. Ведь ей наравне со всеми придётся ходить в школу.

Кумари не разговаривает с посторонними людьми. Поселившись во дворце, она освобождается от повседневных забот, и начинает выполнять особую ритуальную роль. Девочка должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки имеют мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, то это рассматривается как плохое знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Жизнь бывших кумари в первые недели после снятия с "должности" тяжела и незавидна. Представьте себе, что с 3-х лет вам вдалбливают в голову, что вы — живой бог, а в один прекрасный (скорее, ужасный для девочки) момент говорят, что всё закончилось и пора начинать обычную жизнь. Уходят годы, прежде чем 13-15-летняя девушка возвращается к обычной жизни: учится говорить, писать, общаться со сверстниками, получает образование. И через психологическую ломку осознаёт, что она больше не богиня. Бывшие кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США) — это нелохие деньги, ведь это вчетверо больше среднего дохода непальца. Почти все кумари успешно выходят замуж, несмотря на поверья о том, что их муж должен умереть через полгода от кровавого кашля. Скорее всего, эти поверья связаны с высоким риском заболеваемости туберкулёзом в Катманду.



Встреча

Дверь снова открылась и мужчина в рубашке пригласил нас войти. Я спросил, могу ли я сделать несколько фотографий и получил утвердительный ответ. Я вошёл в комнату и увидел сидящей на золотом троне девочку лет 9-10.  С каждой стороны от трона находился серебряный церемониальный посох, а над её головой сиял ритуальный венец, символизируя божественное происхождение. Ноги кумари стояли в бронзовом тазике, исключая контакт с землёй. Помещение было украшено цветами, а в ступках дымились палочки благовоний.

В гостях у бога


Считается, что кумари крайне редко смотрит в глаза посетителям, потому что не каждый достоин взгляда самой богини Таледжу. Но глаза девочки с трудом скрывали любопытство в отношении нас. Не часто она видит белых европейцев у себя в гостях. В конце концов, бремя обязанностей взяло верх над любознательностью, и кумари окончательно отвела взор.

В гостях у бога


Я не знал, что нужно делать и спросил мужчину. Он жестом указал на джутовый коврик перед ней. Достав несколько купюр, я присел на коврик и положил деньги в поднос. Руки кумари были испачканы в ритуальной красной глиняной краске. Она подняла правую руку и, хлестнув пренебрежительно по мне взглядом, большим пальцем мазнула мне лоб, оставив жирный, красный след.  Считается, что если во время аудиенции кумари остаётся спокойной и бесстрастной, то просьбы просителей будут удовлетворены. Жаль, но я ничего не попросил тогда, растерявшись от неожиданности.

В гостях у бога


Я встал и отошёл, уступая очередь Ане и Гене.  После ритуала мы спустились по лестнице вниз, еще не осознавая, что только что с нами произошло. :)

В гостях у бога


Уже позже, вернувшись домой, я нашёл очень интересную статью в "National Geographic Россия" о той кумари, что приняла нас в Патане. Она была написана в 2015 году — как раз тогда, когда шестилетняя девочка Уника только готовилась стать кумари. На одном из фото я узнал того мужчину в рубашке — это был её отец, Рамеш, владелец небольшого обувного магазина. Содержание кумари — огромная финансовая нагрузка на семью, несмотря на государственную помощь.  Но даже несмотря на все трудности, стать кумари — большая честь для родителей и мечта всей жизни девочки-претендентки.

Говорят, что получить благословение от самой кумари — большая удача. А на треке она мне точно пригодилась бы. Но как же так вышло, что едва узнав о кумари утром, вечером я уже сидел напротив неё? Без какого-либо намерения сделать это, по случайному стечению обстоятельств. И что самое интересное, в то же самое время, в Катманду, Лина с мамой стояли под стенами храма Таледжу и лицезрели свежеизбранную королевскую кумари.

Совпадение? :)

Автор, фото, видео: Алексей Мараховец




Смотрите также
2 сентября 2019
В гостях у демонов в центре Исландии В гостях у демонов в центре Исландии Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец поделился с читателями впечатлениями о поездке в Исландию. О прекрасной Исландии написано много фотоотчётов: бесчисленные водопады, дымящиеся жерла вулканов, чистые реки, зелёные луга из мха и разноцветные горы. Почти все эти красоты находятся в доступных для обычной машины местах, куда проложен асфальт превосходного качества. Как правило, возле каждой из них есть кемпинг, ресторан, тёплый туалет и горячий душ.
22 июля 2019
Заброшенная градирня в Бельгии Заброшенная градирня в Бельгии Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.
10 июля 2019
Нетипичный Ульяновск: гора Арбуга и Криуши Нетипичный Ульяновск: гора Арбуга и Криуши Ульяновский блогер и фотограф Алексей Мараховец делится впечатлениями о посещенных местах.